25 февраля 2016 г.

История сервиса Zello. Интервью с разработчиком.

Программист из Санкт-Петербурга Алексей Гаврилов несколько лет назад начал "факультативно" разрабатывать мобильное приложение, превращающее телефон в рацию. Неожиданно, технологией заинтересовались: за валом пользователей последовал и полный переворот в жизни "айтишника". Сегодня Алексей ведет бизнес в США, а его сервис Zello является одним из самых популярных приложений такого рода в мире. Алексей Гаврилов рассказал РБК, как пришел к созданию столь масштабного проекта.

Алексей Гаврилов, программист, автор сервиса Zello
– Как вы начинали в IT-бизнесе?

– Я работал в компании, которая занималась аутсорсингом. Сначала я был там программистом, потом возглавил команду. Я много общался с заказчиками и в результате решил открыть свою компанию по аутсорсингу: такую же, только лучше. Вместе с двумя коллегами в 2003 году основали компанию "Металинк".

– Почему перешли к работе над мобильным приложением?

– Идея создать мобильное приложение, чтобы отправлять сообщения голосом, у нас появилась еще в 2005 году. Но технологии не позволяли этого сделать, поэтому мы стали разрабатывать сервис для компьютеров.

Это было что-то вроде Skype, но с функцией отправки сообщений. Если человек не может говорить в данный момент, он получает голосовое сообщение и отвечает позже. В 2007 году мы выпустили сервис под названием Loudtalks и даже попали в число финалистов TechCrunch. Мы были единственными финалистами из России, и помпезно запустили сервис на мероприятии. Но после этого сервис практически умер. Нас было трое, мы делали приложение в свободное от основной работы время и быстро выпускать обновления не могли.

– Но клиенты у вас были?

– Примерно через год после запуска к нам обратилась компания по прокату автомобилей на Канарских островах. Они хотели, чтобы мы разместили наш сервис на их сервере. Ничего подобного у нас не было, но мы доработали продукт за несколько недель. Заказчики остались довольны и заплатили нам 10 000 долларов - существенную, по тем временам, сумму.

После этого мы решили продать услугу еще кому-нибудь. У нас появились клиенты, но совсем немного - около 10 компаний. Нам удавалось заработать около 2 000 долларов в месяц. Это окупало хостинг, но не наши усилия. Временно от идеи отказались.

– Когда вы вернулись к работе уже над мобильным приложением и бросили аутсорсинг?

– Первое мы сделали в 2011 году для одного из смартфонов. Мы особенно не рассчитывали на обычных пользователей, но на всякий случай сделали бесплатную версию и выложили на свой сайт. Через пару недель начался впечатляющий рост числа пользователей - со 100 до 2000. Сервер начал “потрескивать”, мы срочно все бросили и стали подключать дополнительные машины. В итоге за три недели количество пользователей превысило два миллиона.

Это был сигнал, что надо завязывать с аутсорсингом, что мы и сделали. Мы нашли стартовый капитал через частных инвесторов - понадобилось около 100 000 долларов. Сначала выпустили продукт только для одной из ОС, но вскоре стало понятно, что для получения прибыли надо пытаться выходить на другой уровень. Мы подготовили приложение для выхода на основных платформах. В июне 2013 года мы успешно запустили бета-версию для Windows Phone. Кроме того Zello доступно для ПК под управлением Windows.

– На какой уровень в плане клиентуры вы вышли сейчас?

– Сегодня мы работаем с большим количеством компаний, в том числе и с такими крупными, как Ikea, Hyatt, Radisson. Также работаем с крупными перевозчиками, такими как TNT Express, и с локальными компаниями такси. В прошлом году мы вышли на самоокупаемость. Некоторые небольшие компании используют наш бесплатный продукт, а потом некоторые переходят на платную подписку. Это для нас хорошо, потому что конкуренция в этом секторе высокая, и мы предпочтем, чтобы они использовали наш бесплатный продукт вместо продукта конкурента.

– Почему вы переехали из Санкт-Петербурга в США?

– Почти с самого появления аутсорсинговой компании "Металинк" у нас был клиент Билл Мур. У него в Далласе был свой стартап RadioTime - сервис для прослушивания радио. Сейчас он называется TuneIn и является самым популярным среди подобных приложений.

В 2011 году этот проект взял большой венчурный раунд, и у компании появился профессиональный CEO, а Билл Мур стал искать новый стартап. Так как мы много работали вместе и хорошо знали друг друга, он согласился присоединиться к нашей команде. В начале 2012 года Билл стал нашим CEO, мы переехали в США, зарегистрировали новую компанию, поменяв название с Loudtalks на Zello. Если честно, старое название нам нравилось, но оказалось, что оно не очень хорошо звучит для англоязычной аудитории, потому что “loud talk” чаще обозначает грубое общение. Мы долго думали над новым названием и в результате объявили конкурс на специальном портале. Нам прислали около 1000 вариантов, и в результате мы выбрали Zello - оно созвучно с "Hello".

Мы привлекли частных американских бизнес-ангелов, провели несколько раундов финансирования. Нам удалось собрать 600 000 долларов. Первым делом мы наняли разработчиков под мобильное приложение, стали развивать бизнес-направление, SAAS-сервис, серверную часть.

– Всегда ли конкуренция на этом рынке была высокой?

– Когда мы пришли в штаты, прямых конкурентов у нас не было. Были только мобильные операторы, почти все из них предлагают превращающую телефон в рацию функцию push-to-talk. Единственная компания в США, у которой нет push-to-talk - это T-Mobilе. Поэтому мы стали их партнерами. Сейчас они продают функцию от Zello. Это значительно улучшило нашу динамику роста продаж.

Год назад у нас появился прямой конкурент - Voxer. Пользовательское приложение у них было и раньше, а год назад они стали работать с бизнесом. Но их сервис больше похож на мессенджер с функцией push-to-talk. У нас меньше функций, мы сосредоточены на голосе, но это мы делаем очень хорошо.

– Сколько у вас пользователей?

– У нас 55 миллионов бесплатных пользователей, из которых 10 миллионов - активные. Коммерческих аккаунтов у нас порядка 10 000.

– Ваша пользовательская версия полностью бесплатна, в ней нет рекламы. Почему?

– Реклама в приложениях - это неуважение к пользователям. Есть promotion-сообщения в Twitter, есть контекстная реклама в Google - это нормально. Но баннеры - это плохо. Мы пока не придумали, как сделать рекламу, которая бы нас устраивала, поэтому мы от нее отказываемся. Хотя это, конечно, непростое решение, поскольку приложение популярное, и маленькая реклама могла бы приносить нам 400 000 долларов в месяц.

– Как, на ваш взгляд, коммуникационные технологии могут помочь в ведении бизнеса?

– Без них никакого бизнеса не было бы вообще: они являются его основой. С тех пор как придумали интернет, он определяет весь бизнес. Сейчас есть вещи, которые не могли и присниться 20 лет назад.

– Что вы посоветуете стартаперам, которые планируют открывать свой бизнес в сфере коммуникационных технологий?

– Любой сервис сначала надо делать для смартфонов, про компьютеры можно и не думать. Надо делать фишки, связанные со способностью устройств, которые еще не используют. Современные мобильные устройства очень мощные, но до сих пор их возможности используются поверхностно, а в них скрыты секреты, которые могут позволить сделать уникальный продукт.

Если вы делаете то же самое, что уже существует, надо находить свой подход. Например, Павел Дуров сделал мессенджер: такие уже существовали, но были очень неудобными. Он добавил нормальный дизайн и получился классный продукт. И не надо бояться, что вы не Дуров.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий